В столице открывается бесплатный университет для пожилых людей
Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:
A AВ сторону вязание, сериалы и посиделки на лавочке перед подъездом! Столичным пенсионерам предлагают вспомнить молодость и... записаться в студенты. С 1 ноября для пожилых москвичей открывается «Серебряный университет».
В Москве проживает более двух с половиной миллионов пенсионеров - это около четверти взрослого населения города, - рассказал порталу правительства Москвы mos.ru глава столичного департамента труда и социальной защиты населения Владимир Петросян . - Новый образовательный проект «Серебряный университет» даст возможность пенсионерам изучить то, что не получилось освоить раньше из-за нехватки времени. Ведь в молодые и зрелые годы они в основном посвящали себя работе и заботам о семье.
Учебную программу подготовили специалисты Московского городского педагогического университета на основе опросов пенсионеров. Заявку на обучение можно подать с 16 октября в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСО). Вновь за парты смогут сесть мужчины старше 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет. Сами лекции начнутся 1 ноября в центрах социального обслуживания по месту жительства, а также на площадках Московского городского педагогического университета. Аудитории находятся в восьми округах - Западном, Юго-Западном, Центральном, Восточном, Северо-Восточном, Северном, Северо-Западном и Зеленограде (см. список ниже). В каждой группе будет по 15 - 20 человек. До конца года обучение в университете смогут пройти 2600 пенсионеров.
На общеобразовательные программы выделят от 24 до 36 часов. На обучение рабочим специальностям - до 160 часов. Занятия будут проходить минимум два раза в неделю по два академических часа (один академчас - 45 минут. - Прим. авт.). Кроме теории и практических занятий, пожилые люди смогут побывать на тренингах и мастер-классах специалистов. В универе бабушки и дедушки смогут и потусоваться, как и все студенты. Для этого будут проводить фестивали, творческие вечера и вечера отдыха. После учебы выпускникам дипломы государственного образца не светят. Но вместо «корочки» им выдадут сертификаты о прохождении образовательного курса.
КОНКРЕТНО
Что можно узнать в «Серебряном университете»
Факультетов будет пять - гуманитарный, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности.
На гуманитарном факультете будут преподавать разговорный английский и немецкий языки, историю и культуру Москвы, особенности волонтерской работы, а также обучат профессии рабочий зеленого хозяйства.
На факультете массовых коммуникаций и информатики - основы журналистики и особенности современного информационного пространства, пользование гаджетами.
На факультете культуры и творчества - практические занятия по танцам и рукоделию, а также обучение профессии изготовителя кукол.
На факультете здоровья и безопасности - курсы «Основы финансовой и правовой грамотности», «Оздоровительное плавание» и «Еда вместо лекарств».
На психологическом факультете - лекции о предупреждении и решении конфликтов, преодолении психологических барьеров в общении, а также обучение профессии няни.
ИДИ И УЧИСЬ
В этих центрах будут проходить занятия
Центры социального обслуживания и филиалы
Центральный округ
«Мещанский», Переяславский пер., д. 6
«Таганский», филиал «Хамовники», ул. Тимура Фрунзе , д. 3, стр. 4
Восточный округ
«Вешняки», ул. Реутовская, д. 6А
Западный округ
«Можайский», Рублевское ш., д. 28, корп . 3
Северный округ
«Бескудниково », ул. Дубнинская, д. 31
«Тимирязевский», ул. Тимирязевская, д. 10/12
Северо-Восточный округ
«Бибирево », ул. 1-я Северная линия, д. 3
Северо-Западный округ
«Тушино », ул. Новопоселковая, д. 5Б
Юго-Восточный округ
«Марьино », ул. Люблинская, д. 159
«Зюзино », ул. Одесская, д. 9, корп. 1
Южный округ и Новая Москва
«Царицынский», ул. Веселая, д. 11
Зеленоград
«Солнечный», корп. 826
Филиалы Московского педагогического университета
Центральный округ
Центр проектного творчества «Старт-ПРО», Протопоповский пер., д. 5
Институт педагогики и психологии образования, ул. Садовая-Самотечная , д. 8
Восточный округ
Колледж «Измайлово », Измайловский б-р, д. 19
Институт математики, информатики и естественных наук, ул. Чечулина, д. 1
Западный округ
Колледж «Дорогомилово », ул. Поклонная, д. 2
Колледж «Арбат », пер. Каменная Cлобода, д. 4
Северный округ
Институт психологии, социологии и социальных отношений, Петровско-Разумовский пр-д, д. 27
Северо-Восточный округ
«Школа водных видов спорта», ул. Касаткина , д. 23
Колледж «Медведково », ул. Грекова , д. 3, корп. 1
Институт математики, информатики и естественных наук, ул. Шереметьевская, д. 29
Северо-Западный округ
Институт гуманитарных наук и управления, ул. Фабрициуса, д. 21
Институт педагогики и психологии образования, Столярный пер., д. 16, стр. 1
Юго-Восточный округ
Институт непрерывного образования, 2-й Тульский пер., д. 4 и ул. Новокузнецкая, д. 16
Юго-Западный округ и Новая Москва
Институт культуры и искусств, ул. Марии Ульяновой , д. 21
Колледж «Черемушки », ул. Цюрупы , д. 14б
Южный округ и Новая Москва
Институт непрерывного образования, 2-й Тульский пер., д. 4
Педагогический институт физической культуры и спорта, Балаклавский пр-т, д. 32, корп. 4
Институт специального образования и комплексной реабилитации, ул. Панферова , д. 8, корп. 2
Зеленоград
Институт педагогики и психологии образования, корп. 1140 (корпус 3)
«Серебряный университет» — часть городского проекта «Московское долголетие».
Его основная задача — создать условия для творческого и профессионального развития пожилых людей, повысить качество их жизни.
Университет дает людям пенсионного возраста возможность изучить то, что не получилось освоить раньше из-за нехватки времени. Ведь в молодые и зрелые годы они в основном посвящали себя работе и заботам о семье.
1. Кто может быть участником Проекта?
Житель, имеющий место жительства в городе Москве и достигший пенсионного возраста, независимо от факта осуществления им трудовой и иной деятельности.
2. Где реализуется Проект?
На территории каждого административного округа города Москвы и предусматривает размещение образовательных площадок в каждом административном округе по принципу территориальной доступности для проживающих административного округа. Обучение проводится на базе территориальных центров социального обслуживания, центров социального обслуживания и на базе образовательных организаций.
3. Как стать участником Проекта?
* при обращении в Центр социального обслуживания работник учреждения знакомит гражданина со списком программ, реализуемых в административном округе;
* для осуществления регистрации работник Центра социального обслуживания предлагает выбрать гражданину три программы, наиболее приоритетные для гражданина;
* обращение гражданина в ЦСО фиксируется в онлайн-форме в виде заявки на обучение работником ЦСО.
4. Какие документы требуются, чтобы стать участником Проекта?
Для заполнения заявления и последующей регистрации работником Центра социального обслуживания гражданину необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; при зачислении на обучение по программе профессиональной подготовке - также документ об образовании и о квалификации.
5. Сколько времени может занимать обучение?
5.1. Объем общеразвивающих программ до 36 часов (включают в себя лекции, семинар, тренинги и мастер-классы).
* обучение по общеразвивающим программам осуществляется еженедельно от 3 до 4 академических часов.
5.2. Объем профессиональных программ до 160 часов (включают в себя лекции и тренинги).
* обучение по профессиональным программам осуществляется еженедельно от 3 до 6 академических часов, продолжительность участия в Проекте один учебный год.
6. Как гражданин узнает о включении в список участников Проекта?
После формирования групп по программам обучения ответственный работник Центра социального обслуживания уведомляет участника Проекта по телефону, лично или письмом на электронную почту, указанную при регистрации.
7. Какой документ выдается после окончания обучения в Проекте?
По результатам обучения выдается сертификат о прохождении общеразвивающей программы или свидетельство о прохождении профессиональной программы.
8. Что делать, если гражданин, зарегистрированный на участие в Проекте, не попал в группу обучающихся?
В связи с тем, что число групп ограничено, гражданин включается в список ожидающих последующего набора в группу на обучение. Продолжение проекта и дополнительный прием в Состав Серебряного университета в январе 2020 года.
Адреса площадок в Юго-Западном административном округе города Москвы:
Для пенсионеров со среды в Москве открывается новый образовательный проект под названием «Серебряный университет», сообщается на официальном сайте мэра столицы.
«Новый образовательный проект для пожилых людей под названием «Серебряный университет» стартует в Москве 1 ноября. Его участниками станут москвичи пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет. В «Серебряном университете» они смогут не только интересно провести время, но и приобрести знания и навыки, повышающие качество их жизни», - говорится в сообщении.
Обучение в «Серебряном университет» будет бесплатным. Прием заявок начнется 16 октября в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСО).
По словам министра правительства Москвы, главы департамента труда и социальной защиты населения города Владимира Петросяна, новый образовательный проект «Серебряный университет» позволит старшему поколению изучить все то, что они не смогли освоить раньше.
«В Москве проживает более двух с половиной миллионов человек пожилого возраста - это около четверти взрослого населения города. Наша цель - продлить их творческое и профессиональное долголетие, организуя культурный и образовательный досуг», - сказал Петросян.
Он добавил, что программа обучения в новом проекте разработана совместно с Московским городским педагогическим университетом. В основу создания программы вошли результаты опросов, проведенных в ТЦСО среди пожилых людей. Это позволило выявить круг интересов пенсионеров Москвы.
В «Серебряном университете» будут созданы пять факультетов: гуманитарный, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности. Длительность общеобразовательных программ составит от 24 до 36 часов. Учебные занятия будут проходить не менее двух раз в неделю по два академических часа. Всего на обучение рабочим специальностям отведено до 160 часов. Помимо теоретических и практических занятий, пенсионеры также смогут посещать тренинги и мастер-классы специалистов в различных областях. Также в университете будут организовывать фестивали, творческие вечера и вечера отдыха.
«Занятия будут проходить как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и в филиалах Московского государственного педагогического университета. Они расположены в восьми столичных округах - Западном, Юго-Западном, Центральном, Восточном, Северо-Восточном, Северном, Северо-Западном и Зеленоградском. В каждой группе будет по 15–20 человек. Ожидается, что до конца года обучение в университете пройдут 2600 пенсионеров», - отмечается в материале.
После завершения обучения выпускники «Серебряного университета» получат сертификаты о прохождении образовательного курса. Они не будут приравниваться к дипломам государственного образца, но станут подтверждающим документом о получении знаний и навыков.
«Серебряный университет» - часть городского проекта «Активное долголетие». Его задачей является создание условий для творческого
Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет назад, по-прежнему остаются среди самых востребованных. Знакомство с компьютером существенно меняет к лучшему жизнь пенсионеров, позволяя ориентироваться в современном мире, открывая новые пространства для общения и технологические возможности, облегчающие быт. В подобных программах заинтересовано и государство – увеличение числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.
Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются методические разработки. Об одной из них рассказала Мария Морозова, генеральный директорБлаготворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко : «По итогам одного из проектов, поддержанного фондом, - «Ресурсного учебного центра высоких технологий» в Санкт-Петербурге - был разработан специальный учебно-методический комплекс, который отвечает реальным потребностям пожилых людей. Он ориентирован на использование бесплатных программ, навыки создания, например, семейных фотоальбомов и не делает упор на ненужные пожилым людям офисные программы».
В последнее время появляются курсы для «продвинутых» пенсионеров, которые не просто знакомятся с основами компьютерной грамотности, учатся разговаривать по скайпу и оплачивать услуги в интернете, но и осваивают более сложные программы, например, Photoshop и аудио-редакторы. Запросов на подобное обучение становится все больше.
Онлайн-статус для души и для работы
Компьютерные навыки повышают шансы пенсионеров на трудоустройство или сохранение рабочих мест, - об этом свидетельствует трехлетний опыт программы «Статус: онлайн» , которая реализуется Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» при поддержке ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». «Когда мы увидели, что искать новую работу пожилым людям достаточно трудно, во всех регионах в программу были добавлены специальные занятия по онлайн-поиску вакансий и составлению резюме, а также организованы встречи с местными центрами занятости и потенциальными работодателями», – говоритЕкатерина Лёвшина , управляющий по работе с общественными организациями.
Помощь в трудоустройстве – основная задача центра «Содействие» , созданного для поддержки медиков, которые в процессе реформы здравоохранения потеряли работу. В центре занимаются поиском вакансий и переподготовкой врачей, медсестер, младшего медперсонала - по тем специализациям, которые наиболее востребованы в регионе. «Около 40% медработников, обращающихся в наш центр, это люди пенсионного возраста. На сегодняшний день это более чем 1600 человек», - рассказывает Константин Царанов , директор центра «Содействие».
Садовый дизайн, арт-терапия, английский, танцы…
Некоторые центры занимаются разносторонним образованием пожилых людей. Широкий спектр программ предоставляет, например, Университет пожилых «Серебряный возраст» . Кроме компьютерной грамотности и садового дизайна здесь есть курсы английского языка – разных уровней, танцевальная, кино- и арт-терапия, экономическая и юридическая грамотность, «гимнастика для мозга» и др. – всего более 15. «Многие направления возникли, что называется, «по просьбам трудящихся», - поясняет Евгений Мачнев, председатель попечительского совета университета пожилых «Серебряный возраст». - Мы выясняли, какой интерес у людей, чему они хотят учиться. Часть вещей возникала по запросу: «Ребята, научите нас», а часть – даже по такому запросу: «Я могу этому научить». Арт-терапия, например, так появилась».
Ориентироваться в пространстве услуг и сервисов пенсионерам помогает интернет-портал«Баба-Деда» . Спрос на образовательные услуги стабильно высокий: популярны и востребованы практически все обучающие программы, представлены на сайте. «За пределами Москвы и Санкт-Петербурга предложений гораздо меньше, а спрос такой же, как и в крупных городах, - говоритАнастасия Лазибная , руководитель портала «Баба-Деда» и сообщества работодателей «Компании для всех возрастов». - Образуются очереди, поэтому люди часто присылают нам заявки сразу на несколько обучающих курсов своего города».
Волонтерский ресурс
В центре «Содействие», например, волонтерская программа появилась, когда выяснилось, что не все пожилые люди, лишившись работы, готовы к поиску новой и переквалификации. «Многие из них отдали своей профессиональной деятельности 25-30 лет, и у них нет планов продолжать медицинскую карьеру, осваивать новые технологии или переучиваться на другую специальность, - говорит Константин Царанов. - Но это люди социально активные, деятельные, они хотят и дальше оставаться полезными своей семье, обществу и родному городу. На нашу первую программу «5 шагов к волонтерству» записались не только врачи, но и медицинские сестры, фельдшер, акушерка и лаборант».
Пожилым волонтерам было уделено особое внимание и на государственном уровне - при организации Олимпийских игр в Сочи в волонтерской команде их было 1800 человек. «Эти люди – совершенно недооцененный ресурс экономики: они могут, умеют и знают очень многое», - уверена Марина Починок , вице-президент Оргкомитета «Сочи-2014».
Геронтообразование: в чем специфика
Обучению пожилых людей посвящена отдельная наука – геронтообразование, или герагогика. Она помогает опираться на преимущества, которые дает возраст, и избегать сложностей, связанных с возрастными ограничениями. «Для людей группы 55+ нужен особый подход, учитывающий их физиологические, умственные и социально-эмоциональные особенности, и это не только наше собственное наблюдение, это - общемировая практика», - отмечает Константин Царанов.
«Герагогика близка к педагогике, - развивает тему Евгений Мачнев. - Не то чтобы все «по-детски» должно происходить, но нужна наглядность, образность, порционность. Важно сразу же давать практическое применение полученных знаний. И обязательно обращаться к опыту самих участников. В этом основное отличие от педагогики: у детей опыта нет, а у пожилых он очень большой».
Обязательно следует учитывать возрастные изменения. «К пенсионерам нужен особый подход, - отмечает Екатерина Лёвшина. – Поэтому в нашей программе задействованы тренеры, у которых есть опыт работы именно с ними». Например, у пожилых людей часто наблюдается некоторая зажатость рук, для разработки мелкой моторики им предлагается освоить несложные компьютерные игры или научиться рисовать. По особой программе обучаются люди с ослабленным зрением – они используют специальное оборудование с «говорящими» клавиатурами.
Деликатное обучение
Большое внимание требуется уделять психологии. Обучение должно строиться с особой деликатностью – люди «серебряного возраста» очень чувствительны. Только в доверительной атмосфере взаимного уважения может быть построен продуктивный процесс. «Необходимо избегать ситуаций, которые могли бы поставить пожилого человека в некомфортное, унизительное положение. Затаенная обида пожилого человека может разрушить его отношения с вами навсегда. Не следует использовать назидательный, нравоучительный тон в общении с пожилыми, пытаться диктовать и отстаивать свою точку зрения», - поясняет Юлия Мальцева , замдиректора АНО САП «Серебряный возраст». «Конечно, необходимо соблюдение статусов. Это похоже на принцип обучения топ-менеджеров: нельзя менять человеку статус без его согласия», - добавляет Евгений Мачнев.
Существуют проблемы и культурологического свойства: в нашем обществе, человека объявляют «старым» гораздо раньше, чем во многих других странах. «Образ старости», который транслируется, отнюдь не позитивный. «Есть некоторые моменты в обучении, которые требуют более глубокой проработки, внимания и терпения, - делится Константин Царанов. - Речь идет, например, о негативных стереотипах относительно старости, которые имеются у наших слушателей и их заниженной самооценке. Разрешение этих психологических моментов одна из основных задач нашей образовательной деятельности».
Стереотипы обывателя и работодателя
«Самое важное в нашей работе – изменить предвзятое отношение к пожилому человеку как к социальному иждивенцу; поддержать общественные инициативы, способствующие повышению качества жизни в этом возрасте, в том числе, с помощью образования. Столь же необходимо убедить самих пожилых людей, что учиться можно и нужно в любом возрасте», - считает Мария Морозова.
Менять предвзятое отношение можно только в процессе сотрудничества людей разных поколений. Марина Починок рассказывает об опыте участия пожилых волонтеров в Олимпийских играх: «У нас очень много стереотипов. О том, что эти люди – не мобильны, не схватывают не лету, физически не могут работать столько же, сколько молодые, у них уже нет таких навыков коммуникации и т.д. и т.п. На самом же деле те, кто с нами работал, могли дать фору молодежи. Это очень энергичные люди, с огромным внутренним драйвом, энергией, искрой, азартом. Невероятно работоспособные, с огромным чувством ответственности за свое дело, не унывающие и прекрасно схватывающие все новое. Для меня это оказалось большим открытием».
Предвзятость проявляется в полной мере при трудоустройстве – практически во всех областях существует возрастная дискриминация. «Для меня оказалось неожиданным, что тема трудоустройства настолько критична в России для людей пенсионного возраста, - говорит Анастасия Лазибная. - Они очень хотят работать и не всегда ради заработка; они уже не верят, что кто-то готов предложить им работу не грузчиком или вахтером/уборщицей; к нам уже приходят и люди 40 лет, которые также страдают от возрастной дискриминации. Мы задумались о том, что надо мотивировать работодателя, ломая его стереотипы относительно людей за 45-50 лет. Запустили направление КВВ (компании для всех возрастов) и занялись этим».
История с продолжением
В образовании пожилых людей очень важно то, что оно должно продолжаться: почувствовав вкус к новому, погрузившись в общение, они не хотят возвращаться к прежнему образу жизни. «Мы сначала думали, что у нас люди после обучения просто получат сертификаты/дипломы и уйдут, а они никуда не ушли. Говорят: «Учите нас чему-нибудь еще», - рассказывает Евгений Мачнев. - То есть возникла проблема, куда девать активных пожилых. Отсюда и появились различные волонтерские центры, пресс-центры и т.п.»
Запрос на продолжение есть практически у всех образовательных программ. «Мы отдаем себе отчет в том, что пенсионеры, выбравшись из дома и окунувшись в насыщенную событиями жизнь курсов, не хотят останавливаться на достигнутом, - говорит Екатерина Лёвшина. - Они научились работать на компьютере, стали более активными, расширили свой круг общения. Выпускники курсов хотят учиться дальше и применять полученные навыки на практике. Они готовы участвовать в разнообразных семинарах, мастер-классах, вебинарах, чемпионатах, олимпиадах. Многие выпускники программы становятся волонтерами как на курсах компьютерной грамотности «Статус: онлайн», помогая новым ученикам, так и в других проектах НКО».
«Самый главный драйвер для людей после 55 - это собственная полезность, ощущение причастности, востребованности, понимание того, что твой опыт полезен, и твоя жизненная мудрость тоже кому-то нужна», - уверена Марина Починок. Именно эти возможности дают образовательные проекты.